Главная » Блог » Поверь в свои силы! Метод зеленого маркера

Поверь в свои силы! Метод зеленого маркера

Что только ни придумаешь для того, чтобы повысить результативность своей работы. Последнее время я все чаще отмечаю в уме реакции учеников на замечания учителя. В большинстве своем дети ставят перед собой лишь одну цель – получить заветные «10 баллов», как будто это не оценка их достижений на конкретном занятии, а оценка их как человека. Получил 10 – ты хороший человек, ты умный, меньше – почувствуй себя каким-то неполноценным. Причем этой «неполноценностью» заражаются даже первоклассники, которых еще  и не оценивают по десятибалльной системе. 

Все 11 классов дети гонятся не за пониманием и знаниями, а за «хорошим» аттестатом. Либо как у всех, либо чтобы лучше, чем у остальных. Какой диалог чаще всего можно услышать между родителем и ребенком? Вроде бы все стали понимающими и каждый отмечает вред повышенного стресса на неокрепший детский организм, но чаще всего этот диалог звучит именно так: 

- Как дела в школе? – спрашивает мама. 

- Хорошо, я сегодня получил 8 по математике, 7 по физике и 9 по рисованию, - отвечает уставшее после 6 уроков чадо. 

- А почему по физике 7, а не больше? Ты недостаточно стараешься. Вот Вася из соседнего подъезда учится на одни 10. Если ты не будешь хорошо учиться, то ничего не добьешься в жизни…. 

На самом деле вариации того, что ответит мама, достаточно разнообразны, начиная от «Молодец, но ты можешь лучше», и ребенок долгие годы будет страдать синдромом отличника, ожидая этого самого «молодец» от всех вокруг: в начале своего пути – от любящих родителей, далее – от всевозможных начальников. Не тешьте себя надеждами, ребенок, ожидающий похвалы и наученный со школьных лет выполнять все так, как сказали, будет отличным винтиком системы и лучше всего он подойдет работе, где им и дальше будут управлять, но он сам с высокой вероятностью хорошим руководителем стать не сможет. 

Мама может сказать: «Ты бездарь, вечно сидишь за компьютером, это все из-за него». Что последует дальше? Выученная беспомощность. На самом деле мама отчасти права – дети скорее проведут свое свободное время за играми, чем за какими-то скучными заданиями, что естественно влияет на эффективность их «работы» в школе. Только такие слова провоцируют обратную реакцию в душе ребенка «Я плохой. Зачем тогда стараться? По природе своей я неудачник, раз даже самый близкий человек не верит в мои силы, значит можно и не пытаться». Был в моем опыте работы замечательный ребенок, назовем его Вадим. На тот момент, когда нас свела жизнь, ему было всего лишь 5 лет. Мальчик этот Вадим был очень активный, явно выбивающимся из «системы». Таких часто не любят воспитатели, и в группе большую часть времени они проводят наказанными в углу. Так вот как-то этот малыш в беседе со мной по поводу его поведения сказал: «А для чего мне пытаться быть хорошим, если меня все равно все считают плохим, и что бы я ни делал, наказывают меня?» Мне стало грустно в тот момент, что ребенок пяти лет так смотрит на свою жизнь, в дальнейшем мы с ним стали настоящими друзьями, но вот это начало его выученной беспомощности запомнилось мне на долгие годы. Так что же это такое? Состояние, при котором человек перестает бороться, избегать негативных стимулов, человек перестает верить в возможность изменений, в себя. Не сложно проследить дальнейшие варианты жизненного пути такого человека. 

Есть еще одна интересная вероятность развития диалога, когда мама просто игнорирует ребенка. Почему? Лишь потому что у нее действительно нет времени, она устала и это не ее сиюминутное состояние, а скорее хроническое. Что происходит с такими детьми? Они живут с чувством пугающей заброшенности и никому не нужности. Лишь в семье мы можем получить «базовый набор» любви, который будет греть нашу душу всю жизнь. Семьей может быть не только мама, папа, это может быть любой значимый взрослый, который любит ребенка безусловно. Люди, лишенные в детстве такой любви и поддержки, чаще вырастают кем-то вроде "бессердечных циников". 

Бесспорно, на детей имеет огромное влияние среда, в которой они растут. Она влияет на их психику, формирует те или иные защитные реакции. Так вот давайте обратимся к методу «зеленого маркера». 

Испытывая стресс в школе, дома, от непомерных нагрузок, ребенок приходит в класс, заглядывает в свою тетрадь и видит в ней результат проверки домашнего задания – сплошной красный и пугающий комментарий тем же красным цветом чернил в конце. Ученик фокусируется на ошибках. «Я ошибся здесь, и здесь, и здесь». Что он запомнит? Свои ошибки. В чем была цель выполнения задания? Закрепление полученных знаний на уроке. Ведь это так просто, мы хотим, чтобы дети запомнили, что пишется «Робототехника», а не «Работотехника». Исправь ошибку – напиши зеленым цветом букву "робототехника" рядом, если ребенок перепутал. Попробуйте этот простой метод – фокусировать внимание учеников на правильных ответах. Возможно, первое время вам покажется это не таким удобным, непривычным способом взаимодействия с детьми, но если это будет способствовать формированию уверенности в них, если это будет позитивно воздействовать на их психологическое состояние, то я, как преподаватель, буду делать все, что пойдет на благо моего ученика. 

Есть мнение некоторых людей, что мы слишком балуем детей своим бережным отношением, и когда они встретятся с «суровой реальностью», они сломаются из-за собственной неприспособленности. Только эти люди забывают, что суровая реальность – это они сами. Не существует какой-то мифической «Жизни», которая кого-то карает своей несправедливостью, а кого-то проверяет на прочность. Есть люди, которые формируют действительность своими поступками. Есть люди, жизнь которых зависит лишь от одной удачи – здоровы ли они психологически и физически. И эти люди - мы с вами. 

Дети умнее, чем думают многие учителя. Каждый ребенок, если его что-то очень заинтересовало, способен добиться успеха в изучении данного вопроса, будь то задача по математике или как устроен папин компьютер. Учитель в своей деятельности должен помнить, что самое важное для него всегда оставаться человеком и быть хоть немножко психологом, который будет использовать «зеленый маркер» для того, чтобы фокусировать внимание детей на правильном, верном решении проблемы, а не на неудачах в следствие неопытности. Ведь дети всё принимают на собственный счет, не разделяя «Вот это я, а вот это задача по математике, которую я не решил не потому что я дурак, а потому что забыл формулу». 

Конечно же вы должны понимать, что метод «зеленого маркера» лишь условно распространяется на школьные тетрадки. Используйте его в любом общении с ребенком. Там, где вы столкнетесь с необходимостью исправить ошибку, «выделите правильный вариант». Укажите ребенку путь, куда двигаться дальше. Задача учителей вести и выводить из тупиков, а не создавать их. 

С вами я, Татьяна Бабицкая с любовью от Школы робототехники.

Делитесь своими "зелеными" методами в комментариях.

Решили записаться? Используйте промо-код 465408 и получайте скидку 5%

 

© 2013-2020. Общество с ограниченной ответственностью “Школа робототехники”. г. Минск, ул. Зыбицкая, 2, офис 401, 220030 УНП 192011222. Свидетельство о государственной регистрации за номером 192011222 выдано Минским горисполкомом 4 июля 2013 года. +375 25 618 95 85
Карта сайта


Тех.поддержка - Websfera

Остались вопросы? Напишите нам