Человек по своей природе является исследователем. Любознательность, любопытство, желание познавать – всё это самым активным образом проявляется в детстве. Однако для детей важно, чтобы любое познание происходило с элементом игры и развлечения. Детей школьного, особенно раннего школьного возраста невозможно заинтересовать сухой теорией – они заскучают и, скорее всего, слабо усвоят материал. Чаще всего так происходит с математикой и физикой – многие дети просто «отказываются» их понимать.
Однако если ваш ребенок не понимает физику – не всё потеряно! Многие родители ошибаются, постоянно ругая ребёнка за нехорошие оценки и заставляя зубрить. Это, конечно, малоэффективно, да и ни о каком собственном желании учиться здесь и речи быть не может. Но есть один способ, который довольно действенно работает на детях, когда нужно объяснить им что-то сложное. Нужно связать теоретический материал с реальностью, ещё лучше – с тем, что может по-настоящему заинтересовать ребёнка.
Вернёмся к нашему тезису о том, что человек по природе исследователь. Только подумайте, насколько зрелищны могут быть физические опыты. Именно они могут сделать физику интересной для школьников. А ведь многие из таких экспериментов можно провести дома при помощи подручных средств. Вот, например:
I. «Повелитель воды»
1. Что нужно подготовить?
- Продолговатый предмет из оргстекла (школьная линейка или расчёска);
- Сухую материю – шёлк, шерсть (подойдёт, к примеру, шерстяной свитер).
2. Что нужно сделать?
- Откройте кран, чтобы из него потекла тонкая струя;
- Тщательно натрите линейку (или другой предмет) материей;
- Быстро поднесите предмет к струе.
3. Что должно произойти?
- Струя начнёт притягиваться к предмету – деформируется, изогнувшись дугой.
II. «Самодельный магнит»
1. Что нужно подготовить?
- Продолговатый предмет с круглым сечением наподобие шариковой ручки (толстый карандаш);
- Батарейку;
- Медную проволоку длиной не менее метра (чем больше – тем лучше) и сечением 0,2 – 0,3 мм;
- Скотч (опционально).
2. Что нужно сделать?
- Плотно (без промежутков между витками) намотайте проволоку на карандаш, не захватывая верхний и нижний край (оставьте по 1 см с краёв);
- Можно наматывать проволоку в несколько слоёв;
- Также оставьте свободными концы проволоки (5 – 10 см);
- Можно закрепить проволоку скотчем;
- Присоедините концы проволоки к полюсам батарейки.
3. Что должно произойти?
- Должен получиться магнит! Поднесите к нему какие-нибудь железные детали (винты, шпильки, скрепки) – и они притянутся.
III. «Лимонная батарейка»
1. Что нужно подготовить?
- Стальную скрепку для бумаги;
- Два десятисантиметровых кусочка медной проволоки сечением 0,2 – 0,5 мм;
- Чистый и вытертый насухо лимон;
- Лампочка от фонарика.
2. Что нужно сделать?
- Вставьте скрепку в лимон;
- Прикрутите к скрепке конец одной из проволочек;
- На расстоянии 1 – 1,5 см от скрепки воткните в лимон второй конец проволочки;
- Возьмите 2 свободных конца проволоки и приложите к контактам лампочки
3. Что должно произойти?
- Поскольку лимон выступает в нашей схеме в качестве источника питания, лампочка должна загореться.
Этап с опытами – это очень хорошая подготовка к изучению физики для детей. Устройте нечто подобное несколько раз – и ребёнку станет ясно, насколько в реальности всё взаимосвязано. Ему будет гораздо легче сопоставить с реальностью то, что написано в учебнике сложным языком, и это с большой вероятностью возбудит в нём интерес к предмету. Желаем вам удачи в образовании ваших детей. И не забывайте мудрое английское изречение: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»