Главная » Блог » НЛП, коучинг и нейропластичность. Самые эффективные методы воспитания и обучения детей. Часть 1

НЛП, коучинг и нейропластичность. Самые эффективные методы воспитания и обучения детей. Часть 1

Даже если вы не психолог, вы точно сталкивались с аббревиатурой НЛП, расшифровав которую получали многозначное и слегка пугающее “нейролингвистическое программирование”. Еще пару лет назад данное направление захватило рынок психологических услуг нашей страны, но среди непосвященных все чаще звучал вопрос “А ты веришь в НЛП?” Эти слова превращали модное направление психологии из практических техник в какую-то магию. Для многих нелперы (люди, применяющие техники НЛП) воспринимались как цыгане, умеющие убалтать, а то и загипнотизировать.

Теперь же интерес к НЛП в Минске слегка угас, а вот техники и приемы остались. Так зачем пропадать добру? Давайте-таки “разделаемся” с НЛП и возьмём от него лучшее, что можем использовать на уроках и в воспитании детей. 

 

Основоположники данного течения в психологии – ученые Гриндер и Бэндлер. При создании НЛП они опирались на тот факт, что картина мира, которую мы формируем в своей голове, основывается на данных, получаемых нашими органами чувств и языком. Таким образом, данная картина мира всегда будет субъективной, индивидуальной, уникальной для каждого отдельного человека. Т.е. одни и те же слова, действия или явления каждый человек воспринимает по-разному. Если у индивида формируется деструктивный способ восприятия окружающей действительности, негативный, применяя техники НЛП его можно “перепрограммировать”. Звучит не сложно. 

 

Какие техники НЛП учитель может использовать на занятиях?  

Для начала ему необходимо будет изучить базовые прессупозиции НЛП, условия эффективного урока с позиции НЛП, общие техники НЛП и опыт педагогов, использующих его в своей деятельности. Без паники. В свое время, поддавшись веяниям моды, я достаточно изучила эти вопросы и готова поделиться с вами своими наработками. Описывать это в статье будет довольно громоздко, заинтересовавшие вас моменты вы сможете просмотреть в прилагаемых к статье документах. 

С чего начать учителю?  

Как я и сказала, с основных прессупозиций НЛП. Прессупозиция в данном случае обозначает предположения, в зависимости от которых происходят дальнейшие действия. Перечислю основные: 

1. Субъективный опыт человека (то, как он воспринимает окружающий мир) определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной; 

2. Смысл сообщения - в реакции, которую оно вызывает; 

3. Не бывает поражений, бывает только обратная связь. Любой результат, какой бы он ни был, уже является результатом, шагом к успеху, благодаря которому мы в дальнейшем можем избежать подобных ошибок 

4. Если достичь желаемого не получается одним способом, нужно пробовать другие. 

Как данные прессупозиции можно встроить в процесс обучения? Учителю необходимо подстраиваться под то, как каждый из его учеников воспринимает мир. Коммуникация в образовательном дискурсе должна предполагать и предугадывать вызываемую ею реакцию. В НЛП отсутствуют научные стереотипы, которые запрещают варьировать уже известные техники, приспосабливая их к определённой ситуации, или же придумывать новые - если, используя традиционные, проверенные методики, учитель не достигает нужного результата, необходимо пробовать всё новые и новые, до тех пор, пока поставленная задача не будет решена максимально эффективно. 

 

Если не рассматривать применение НЛП в долгосрочной перспективе, то его использование на конкретном занятии можно свести к нескольким условиям: 

1. Начало урока - с позитивного якоря. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно; 

2. Нужно создать мотивацию на обучение, то есть необходимо создать причину для учебы, связанную с семантикой самого учащегося. 

3. Использование на уроке правополушарного и левополушарного подхода, операция сравнения (что общего и что различного), использование предикатов всех трех систем, ключи глазного доступа, учет разных репрезентативных систем. 

4. Использование состояния непонимания. Это специфическое состояние связано с тем, что одни, когда начинают не понимать, злятся и теряют информацию, другие, напротив, используют это состояние. Но ошибка - тоже результат деятельности, поэтому непонимание становится своеобразной дверью к пониманию. А для того, чтобы это произошло, нужно найти что-то, что было сделано хорошо. Пример использования данного условия вы можете найти в статье «Как вести занятия для младших школьников», дополнительно узнав причины, почему детей нельзя сравнивать  друг с другом. С кем же их сравнивать? 

5. Сравнивайте успехи ученика с его собственным прошлым состоянием; 

6. Позитивное якорение. Одна из основных целей НЛП в обучении - научить учителя восстанавливать созданное ранее ментальное состояние вместо того, чтобы создавать его заново. Это экономит время и энергию. Когда учитель действует в определенном месте, в определенной позе, определенным голосом, учащиеся автоматически восстанавливают определенное ментальное состояние.  

7. Подстройка к будущему в конце урока.  Успешный ученик знает, где, когда и как он будет применять изучаемое. 


Если рассматривать НЛП в деятельности учителя в долгосрочной перспективе, то необходимо учитывать и опираться на так называемые правополушарные дни. В течение учебного года есть периоды, когда учащиеся максимально предсказуемы, демонстрируя обычное поведение и привычки. В другое время привычки и связанные с ними якоря разрушаются. Соответственно и привычные пути управления классом ослабевают - неделя перед Рождеством, весенние каникулы, конец года, резкие перемены погоды, первый снег. Выстраивая свою деятельность, используя НЛП, учителю необходимо учитывать то состояние, в котором находится класс и процессы, происходящие в окружающей действительности.  

Помимо долгосрочного применения НЛП в процессе обучения, предполагающего получение результатов лишь через некоторый промежуток времени, существуют ситуации, которые требуют неотлагательного вмешательства. В таких ситуациях учитель может использовать общие техники НЛП: 

1. Подстройка и ведение 

Для установления контакта с учащимся вы начинаете его в чем-то копировать. Например, в процессе разговора стараетесь попасть в ритм его дыхания: когда он делает вдох – вы делаете паузу, когда он делает выдох – вы говорите. Что это дает? Когда ваш ритм совпадает с ритмом дыхания собеседника, он начинает воспринимать ваши слова, как свои собственные.  

2. Разрыв стереотипа 

Для разрыва стереотипов используются разные способы. Преподаватель в своей деятельности может использовать неожиданное поведение, провести урок в необычной форме. Разрыв стереотипа может быть полезен в правополушарные дни. 

3. Выбор без выбора 

Замечательно предлагал «выбор без выбора» известный психотерапевт: «Сколько вам нужно времени, чтобы через два часа все было готово?» 

4. Обезоруживание (упреждающее действие) 

Учитель, лишь заметив негодование класса или предполагая негативную реакцию, может использовать обезоруживание подобным образом: «Я понимаю, что вы не хотите писать контрольную, я и сам был учеником, но давайте сделаем ее сегодня, и в следующий раз у нас будет возможность отдохнуть. Куда проще учиться, зная, что все хвосты сданы». 

5. Закамуфлированный удар 

Эта техника немного напоминает предыдущую. Суть ее в том, что вы передаете то, что на самом деле хотите сказать некоему третьему лицу, снимая с себя ответственность за произносимые слова. 

6. Ответ на незаданный вопрос 

Что такое незаданный вопрос? Вы, конечно, можете спросить меня, что такое незаданный вопрос и я вам расскажу. Что я сказала? «Конечно, вы можете спросить меня». У вас, конечно, может возникнуть вопрос, как это все можно освоить? Я объясню вам, как за короткое время это можно освоить. Что я делаю? Я за вас задаю себе вопрос. И сама же на него отвечаю. 

7. Доведение до абсурда 

 К примеру, учащиеся говорят учителю «А давайте уйдем сегодня с занятия на час раньше». На что преподаватель может ответить: «Очень хорошая мысль. Вношу встречное предложение – а давайте каждые двадцать минут будем делать перерыв и на учебу ходить только по вторникам, средам и четвергам, причем во вторник и четверг будет короткий день». Что сделал учитель? Он довел предложение учащихся до абсурда, таким образом она превратилась в нелепость и сама собой отпала. 

8. Переключение внимания 

Технику удобно использовать если вам необходимо переключить внимание учащихся на другую тему. 

9. Скрытое психологическое программирование 

Психолингвистика ориентирована на побуждение к действиям в обход сознания. То есть все направлено на то, чтобы обойти сознание, избежать участия мышления. Любое действие, которое выполняется в обход сознания, выполняется однозначно и успешно. Действие, в совершении которого участвует сознание, выполняется неуспешно и неоднозначно. 

10. Стереотипное действие, или Принцип трех «да» 

Суть данной техники в программировании действия. Человек, три раза сказавший «да», скажет «да» и в четвертый.  

Я предлагаю набор выжимок, готовых методов и приемов из нейролингвистического программирования, которые уже сейчас может использовать учитель или же родитель в своей деятельности. Подробнее с ними вы можете ознакомиться в прилагаемых к статье документах. 

Как видите, никакой магии. Многие приемы давно известны и успешно применяются. Для меня заслуга НЛП в том, что эти техники были сведены в единую систему, которую можно изучить, проанализировать и взять для себя самое полезное и эффективное.  

В следующий раз я поделюсь с вами самым полезным из популярного в данное время коучинга. Вас ждет коучинг в образовании и воспитании детей. Не знаете, что такое коучинг? Возвращайтесь на страницы нашего блога в следующий четверг.  

 

Каждый четверг с вами я, Татьяна Бабицкая, и всегда ваша Школа робототехники 

 

 Решили записаться на занятия? Вводите промо-код: 465408 и получайте скидку 5%

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

Save

© 2013-2020. Общество с ограниченной ответственностью “Школа робототехники”. г. Минск, ул. Зыбицкая, 2, офис 401, 220030 УНП 192011222. Свидетельство о государственной регистрации за номером 192011222 выдано Минским горисполкомом 4 июля 2013 года. +375 25 618 95 85
Карта сайта


Тех.поддержка - Websfera

Остались вопросы? Напишите нам