Давайте примем как факт: система образования была и будет разной в различных странах. Менталитет, история – все это непосредственно влияет на то, как воспитывают и учат детей. Мы же можем брать лучшее и подгонять под реалии нашего образования.
Не стоит давать советы, особенно если ты не эксперт, имя которого уже является гарантом «всего на свете». Так что давайте думать вместе.
Сегодня подумаем над тем, стоит ли делать уроки вместе с детьми.
Так и хочется емко написать «нет» и закончить на этом, но лучше все-таки зададим вопрос: «А для чего?» Для чего я собираюсь сесть уставший вечером после работы и выполнять задания с ребенком, а то и вместо него? С какой целью?1. Чтобы помочь ребенку.
А он вас об этом просил? Он действительно столкнулся с непосильной задачей, которую так сильно хочет решить, что пошел к вам? Если да, то подумайте, как можно помочь, где найти информацию, куда направить. Только не решить за ребенка (вы свою школу уже окончили), а действительно помочь. Если нет – идем дальше.
2. Я точно знаю, что сам он не справится. Детей нужно контролировать.
Да, еще вы лучше знаете, холодно ему или нет, куда стоит поступать, где работать и что он вообще должен делать в жизни. Успокойтесь. Научитесь расслабляться и живите своей жизнью. Я не думаю, что кто-то сознательно хочет сделать из своего ребенка неврастеника, но тотальный контроль, постоянное манипулирование и фразы «Я знаю лучше» способствуют формированию в ребенке неуверенности в себе и стойкого отвращения к учебе. Выдрессировать можно кого угодно! Но за всем этим ребенок будет прятать свое истинное лицо.
3. Я где-то прочитал, что так надо делать и все так делают.
Вернитесь к вопросам «Для чего это нужно мне?» и «Действительно ли это нужно моему ребенку?». Полагаться на авторитеты тоже сомнительная практика. Долгие годы известный американский педиатр Бенджамин Спок, являющийся автором бестселлера «Ребенок и уход за ним» считался авторитетом в области воспитания детей, а через парочку десятилетий психологи всего мира сказали «Ужас, методы Спока калечат детскую психику». Книга забыта, как и сам писатель, состарившийся и умерший в одиночестве, отвергнутый собственными детьми. Психология – очень молодая наука. Не ищите универсальных ответов. К сожалению, их просто не существует.
4. Уроки – единственное время, когда я могу побыть с ребенком вместе.
Такой вариант тоже имеет право на жизнь. Проводя вместе время, вы действительно становитесь ближе к ребенку. Главное, чтобы присутствовало уважение и доверие друг к другу. Только почему уроки? Поиграйте вместе, посмотрите фильм, погуляйте.5. Он ленивый, сам не делает.
Лично я еще не встречала ленивых детей. Они с интересом и огромным увлечением могут рисовать в тетрадке, отвлекать своего напарника или смотреть в окно и блуждать в своих мыслях. Лень всегда сводится к отсутствию мотивации и воли. Дело в мотивации – работайте над ней. Почему у ребенка может не получаться самостоятельно выполнять задания? На то могут быть психологические причины и проблемы со здоровьем. Ищите причину, пользы будет больше.
Уроки – это обязанность ребенка, которую он должен научиться выполнять самостоятельно. Поверьте в своего ребенка – он справится. Если он просит о помощи – помогите. Если у вас есть возможность заинтересовать ребенка наукой, учебой – здорово! Это будет лучше любых домашних заданий – ребенок сам захочет изучать что-то новое.
В интернете была замечательная статья «Нашим детям все равно будет что рассказать своему психотерапевту». Не читали? Если задаетесь вопросом «как заинтересовать ребенка учебой?» – ознакомьтесь и успокойтесь. Что бы вы ни делали, как бы ни вели себя, все равно у всего будут свои последствия. Просто старайтесь их отслеживать и всегда задавать себе вопрос «Что важнее для меня». Мы не боги, мы не можем знать наверняка, что важнее и правильнее для наших детей, тем более пытаться прожить за них жизнь, так что честно спрашивайте себя «Что в воспитании и обучении ребенка важнее для меня?». Радостное настроение моего ребенка и хорошее здоровье или аттестат любой ценой и пробиться в нужную компанию. Доверие или диктатура. Ваши собственные амбиции или то, что нравится ребенку и от чего он получает удовольствие. Будьте честны с собой и учитесь задавать правильные вопросы самим себе.
Пока вы размышляете над тем, стоит ли все-таки делать уроки с детьми, рекомендую вам посмотреть передачу с участием замечательной Юлии Гиппенрейтер, одной из самых известных в России детских психологов, автора бестселлеров «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Она обязательно поможет вам научиться лучше понимать детей.Решили записаться на занятия? Вводите промо-код: 465408 и получайте скидку 5%