Главная » Блог » Часть 3. Нейропластичность

Часть 3. Нейропластичность

Мы так часто слышим фразу "Люди не меняются", совершенно не задумываясь о последствиях наших слов и выводах, вытекающих из них. Чаще всего, разочаровавшись в человеке, в его поступках, отношению к нам или же в самих себе, мы думают "Все-таки да, правду говорят, человека изменить нельзя". Задумайтесь, а ведь это тупик. В первую очередь это тупик в воспитании, в развитии, в возможности обрести свое счастье и самих себя.


Рождаясь, мы ограничены генами и их влиянием на нас, различными предрасположенностями, темпераментом. Это есть. Глупо пытаться стать черным, имея белый цвет кожи, хоть похожие ситуации мы и встречали уже с вами в жизни. Всё, чему они нас научили, - незачем изменять то, что заложено природой. Лучше понять, почему ты хочешь что-то в себе изменить.
С другой стороны, взрослея, живя, изменяется и наше тело. Дети вырастают во взрослых мужчин и женщин. Хорошо что в этом мы точно пластичны! Меняются наши тела, цвет глаз, волос, да и характер. Тело способно подстроиться даже под погоду.  Разве вы сказали бы, что похожи на себя, когда вам было пять лет? Нет, вы изменились, а помогла вам в этом нейропластичность.
Мозг самый удивительный орган нашего тела. Именно благодаря ему мы с вами можем понимать, кто мы есть, мыслить, производить расчеты, запоминать информацию и управлять своим телом. Наука очень далека еще от понимания работы мозга в целом, но те исследования, которые проводятся  в наше время, позволяют нам уже сегодня больше понимать, кто мы есть и как управлять собой так, чтобы жить счастливой и здоровой жизнью.
Думая о том, что человек, повзрослев, остается таким на всю жизнь, мы приходим к тому, что столкнувшись со сложностями в жизни, он - человек, то есть мы, люди, не сможем с ними справиться. Ведь жизнь, так часто состоящая из трудностей и испытаний, предполагает, что для того, чтобы справиться  с ними, мы должны немножко измениться, подстроиться, взглянуть на реальность под новым углом. А это значит, что все-таки люди меняются. Со временем. Даже неподвижные, восхищающие нас горы, если очень долго подождать, можно заметить, что и они изменяются. Их воспитывает время, а нас с вами - наш собственный мозг.



Так как же устроен мозг?


Первое, что вспоминается, это череп из кабинета биологии, запечатлевшийся в памяти еще со школьных лет. На самом деле, самое интересное начинается с него, а точнее находится под ним. А под ним мы можем обнаружить два полушария, многими наделяемые "магическими способностями" для правого - творить, подключать творчество, интуицию и эмоции, для левого - логически мыслить. Но что есть сами полушария? Основа основ нашей головы - нейроны, как сеть, опутывающие нашу черепушку.

Нейроны отличаются своими функциями, строением. Именно они передают импульсы друг другу, обрабатывают информацию, получаемую из внешнего мира. Кстати, если вы думаете, что мозг - большой компьютер, то это не так. В отличие от компьютера, мозг не имеет процессора - единого места, где обрабатывалась бы вся получаемая информация. В нашей голове каждый участок наделен определенным функциями и ими же и занимается. Под участком упрощенно можно понимать небольшую сеть нейронов. Теперь же стоит упомянуть, как же устроен сам нейрон.
Нейрон состоит из сомы - тела, которое непосредственно и занимается обработкой информации. Небольшие отростки от тела нейрона называются дендритами. Они воспринимают и проводят сигналы. Один большой отросток - аксон. Он проводит сигнал от сомы к другим клеткам. Сигнал по нейрону передается в виде коротких импульсов - потенциалов действия. Да-да, для того, чтобы разобраться в том, как работает мозг, полезно будет вспомнить школьный курс физики.
Сигнал от нейрона к следующей клетке передается за счет выделения специального вещества - медиатора. Все из нас слышали такие слова, как адреналин, норадреналин и дофамин? Это именно они, те самые медиаторы, которые выделяются из окончания аксона, передавая информацию следующей клетке. Глицин, который часто советуют пропить тем, кто много нервничает, тоже является медиатором, точнее аминокислотой, вызывающей "тормозящее" действие на нейроны. Есть и другие нейромедиаторы, понять работу которых можно опираясь на курс химии.


Что такое нейропластичность и как ее использовать в воспитании?



Наш мозг способен подстраиваться практически под любые изменения, происходящие с человеком или окружающим миром. Замечали когда-нибудь, что у людей с плохим зрением, как компенсация, развивается хороший слух? Таким способом мозг адаптируется под окружающий мир, переквалифицируя часть нейронов, отвечающих за сигналы от глаз, на работу со звуками. Такой механизм и является нейропластичностью. То же самое касается нашего мышления. Думая определенным образом, вырабатывая шаблон действий, для того, чтобы не терять энергию, наш мозг выстраивает нейроны в определенную сеть, отвечающую за эти шаблонные действия. Почему некоторые, испугавшись собаки лишь единожды, всю оставшуюся жизнь продолжают их бояться? Испытав страх однажды, мы проложили определенный "путь" в своей голове, постоянно думая о том, что собаки - это страшно, мы усиливаем связку "стимул (собака)-реакция (страх)". Что имеем в итоге? Огромное количество нейронов отвечают за то, чтобы, увидев представителя четвероногих друзей человека, мы начинали испытывать панику. В жизни бывает еще проще. Испугала малыша собака, он заплакал. Мама испугалась еще больше и начала постоянно одергивать ребенка при виде собак. "Не подходи к собаке, она может укусить" - обращается такая мама к своему чаду. "Наденьте намордник на своего пса. Он опасен!" - возмущенно восклицает она проходящему мимо хозяину собаки. Что происходит в голове ребенка? Связь усиливается. Мозг ребенка подстраивается под реальность "Собаки - это опасность" и при виде псов ребенок начинает их бояться.

Так работает абсолютно всё. Думая о хорошем, мы настраиваем свой мозг на то, что в мире больше светлых красок. Это работает так же просто, как когда мы, к примеру, хотим купить диван. Вокруг вдруг начинает попадаться огромное количество объявлений! Не замечали? Обязательно обратите внимание.
На самом деле мы не можем воспитать своих детей. Воспитывает их мозг, изменяясь, подстраиваясь, пластично видоизменяя свою работу под требования окружающего мира. Воспитание - это  подстройка под наши требования.
Исследования показывают, что наш мозг изменяется с каждым совершаемым нами действием, преобразуя свои схемы так, чтобы они лучше соответствовали решаемой задаче. Одни из них постоянно разрастаются, усиливаются, другие - со временем отмирают. Усиливается то, чему мы больше уделяем внимания. Именно поэтому чем чаще мы говорим детям "Ай какой ты непослушный", именно мы делаем их еще более невыносимыми. Хорошее воспитание - принятие ответственности скорее не за то, чтобы ребенок стал успешным, а за то, что наши слова потенциально могут детям существенно навредить, сформировав в них представление о мире как о несправедливом месте, в котором человек человеку - волк. Наш пример - это то, что воздействует на пластичность мозга ребенка, который впитывает в себя это как губка. О примерах мы уже писали, теперь вы понимаете, что на самом деле все происходит в голове.
Люди меняются. Под давлением обстоятельств или же нашим стремлением к лучшему. Точно так же как дети, взрослея, становятся другими людьми, перерастают подростковые комплексы, находят свое место в мире, так и взрослый может продолжать расти дальше. И возможно это именно благодаря нейропластичности.


Тем, кому не хватило информации, цитата из одной довольно интересной книги для размышлений:
На сегодняшний день установлено существование связи между просмотром телевизионных программ, одним из характерных видов времяпрепровождения в нашей культуре, и проблемами, имеющими отношение к мозгу. Недавнее исследование более 2600 детей ясельного возраста показывает, что просмотр телепрограмм в возрасте от одного года до трех лет находится в определенном соотношении с наблюдаемыми в более поздние периоды детства проблемами, связанными с концентрацией внимания и контролированием побуждений. Каждый час, проведенный ребенком ясельного возраста перед телевизором, увеличивает затем вероятность возникновения серьезных проблем со вниманием на 10 %.
Норман Дойдж «Пластичность мозга»

Вновь с вами я, Татьяна Бабицкая
Не забывайте обсуждать нейропластичность в комментариях ;)

Часть 1. НЛП

Часть 2. Коучинг

Решили записаться на занятия? Вводите промо-код: 465408 и получайте скидку 5%

Save

© 2013-2020. Общество с ограниченной ответственностью “Школа робототехники”. г. Минск, ул. Зыбицкая, 2, офис 401, 220030 УНП 192011222. Свидетельство о государственной регистрации за номером 192011222 выдано Минским горисполкомом 4 июля 2013 года. +375 25 618 95 85
Карта сайта


Тех.поддержка - Websfera

Остались вопросы? Напишите нам