"Пересобирай робота, я не буду под такого программировать!" - кто бы ожидал услышать такое от десятилетней девочки. Игоря Белевича, организатора школы робототехники, таким удивить сложно. На базе минской гимназии №37 он организовал занятия с учениками 4-8-х классов, на которых дети обучаются построению и программированию простых роботов. 22 мая в школе робототехники состоялся первый в ее истории турнир.
Перед началом турнира IT.TUT.BY расспросил Игоря Белевича о его школе.
- Такой кружок и такие соревнования есть еще где-то в Беларуси?
- Насколько мне известно, к сожалению, нет. Школы робототехники есть и в Европе, и в СНГ, но я не слышал, чтобы кто-то делал что-то похожее в Беларуси. Для взрослых робототехников есть тот же Robotics.by, но подобных школьных кружков или нет, или они не распространяют о себе информацию.
- На чем программируют дети? Из чего собирают роботов?
- Мы используем бесплатное программное обеспечение и наборы деталей датской фирмы Lego. Любой желающий может скачать программу, создать 3D-модель робота и запрограммировать его действия. То есть в нашем кружке изучают не только программирование и конструирование, но и 3D-моделирование. Среда программирования тут необычная, адаптированная для детей. Все привыкли, что программирование - это набор функций и переменных, а используемая нами среда представляет из себя блок-схемы с задаваемыми параметрами. Это позволяет детям освоить логику программирования, не загружая себя запоминанием сложных команд и языков. В комплект для сборки робота входит программируемый через дата-кабель или Bluetooth мини-компьютер ("мозг" робота), различные сенсоры и датчики (движения, расстояния, освещенности, цвета, звука и прочие), манипуляторы, сервоприводы, шасси и колеса.
Мы планируем смоделировать ситуацию из реальной жизни: автомобиль в условиях слабой освещенности. Датчик освещения "поймет", что интенсивность освещения упала (наступил вечер), значит, нужно снизить скорость. Датчик расстояния будет отслеживать, не появляется ли на пути неожиданный объект (неосторожный пешеход). Можно задействовать и другие сенсоры, написав для них соответствующие программы. Ребята спрашивают, почему в современных автомобилях такое не реализовано. Я объясняю, что мировая индустрия как раз идет в этом направлении, что ребята как раз занимаются очень актуальными вещами.
- На какой возраст рассчитана ваша программа?
- Сейчас мы первый год занимаемся с ребятами с четвертого по восьмой класс. Планируем и внедрить для старших классов более сложные программы с продуктами Arduino, там ребята смогут программировать "взрослые" микропроцессорные системы, самостоятельно паять роботов из деталей с радиорынка.
- Знания, полученные на ваших занятиях, пригодятся детям в вузе?
- Безусловно. Поступив в технические вузы, они смогут стать программистами в области искусственного интеллекта, инженерами-конструкторами и инженерами-робототехниками. В белорусских вузах уже есть такие специальности. Мы именно прививаем любовь к подобным специальностям.
- Как дети воспринимают занятия в кружке? Может, кто-то уже сидит дома с паяльником и программатором?
- Многое, конечно, зависит от возраста. Дети помладше воспринимают это как игру, хотя они работают со сложными алгоритмами, цифрами, моделями. Старшеклассники относятся к этому уже очень серьезно и обдуманно, как к разработке собственных проектов. Насчет паяльников дома - хотелось бы, но пока о таком не слышал. Правда, мы хотим заинтересовать своими занятиями не только и детей, но и их родителей. На нашем сайте в ближайшее время мы будем давать задания и для родителей, чтобы они занимались вместе со своими детьми.
- Использование этих наборов - спонсорская программа Lego или чья-то частная инициатива?
- Это лично наша инициатива, преподавателей и гимназии. Вообще идея возникла так. У меня самого есть маленький сын. Я смотрел, что ему интересно, чем его можно увлечь, когда он пойдет в школу. Так и нашлись эти наборы и программы. Я сам информатик и считаю, что детям нужно прививать любовь к современным технологиям, инженерии, робототехнике. Сейчас хватает и бухгалтеров, и юристов, но я верю, что скоро инженеры будут не менее востребованы.
Сами соревнования можно разделить на три части: сборка робота, программирование его действий на ринге и сама битва, чем-то напоминающая бои сумо. Регламент соревнований в Минске такой же, как на международном уровне. Четко описаны размеры и вес роботов, параметры "поля битвы", условия победы и поражения. За нарушение - дисквалификация. В групповом этапе каждая из четырех команд сражалась с другими тремя, затем состоялись финал и битва за третье место.
После оглашения правил четыре команды начали сборку роботов, одновременно продумывая план поведения робота на ринге.
Некоторые команды и собирали, и программировали параллельно, поэтому после предложения перейти от сборки к заданию программы изменилось немногое.
В первых битвах безоговорочно вела команда №1, самая младшая по составу участников. Их робот был самым легким и выглядел бесхитростно в сравнении с соперниками, однако программа, по всей видимости, значит больше, чем колеса и клешни.
После четырех подряд побед первой команды другие уже серьезно переработали и самих роботов, и их программы. Борьба стала более напряженной, но первым досталось уже слишком много заветных баллов. Решался только вопрос о сопернике первых в финале.
Финал состоял из трех битв, но хватило и двух: вновь первая команда безоговорочно лидировала. Победители получили флешки, утешительными призами для других команд были шоколадные батончики.
Полностью материал вы можете прочитать здесь